Пациент обратился в клинику за платной медицинской услугой. При этом отказывается сообщать свои личные данные.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” допускает возможность оказания пациентам медицинских услуг анонимно, но на платной основе (п. 2 ч. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ). Однако порядок оказания медицинской помощи в условиях анонимности действующим законодательством не раскрывается, за исключением некоторых видов медицинских услуг. ЧТО ВАЖНО – анонимность оказания медицинских услуг формулируется законодателем именно как право медицинской организации, но не как ее обязанность.

Медицинская услуга (помощь), которую намерен получить гражданин, не может быть оказана без представления документа, удостоверяющего личность, и исполнитель при заключении с гражданином договора об оказании платной медицинской услуги был вправе требовать от заказчика представления документа, удостоверяющего личность, то при его отсутствии вправе отказать в заключении договора и предоставлении платной медицинской услуги. Так, например, в одном из дел суд указал, что постановка диагноза, необходимость назначения и проведения конкретного лечения, в том числе приема определенных лекарственных препаратов, выявление особенностей здоровья, противопоказаний, связано непосредственно с личностью пациента, в связи с чем надлежащая идентификация пациента является неотъемлемой и необходимой частью оказания медицинских услуг, направленной в том числе на защиту прав пациента и без проведения которой оказание медицинских услуг, за исключением установленных нормативными актами случаев оказания медицинских услуг анонимно, невозможно.